Home » История

История

1В августе 1902 года усилиями выпускника Санкт-Петербургской консерватории Екаба   Карклиньша (ученика Н.А.Римского — Корсакова, А.К.Лядова, С.И.Габеля) в Самаре было  открыто Отделение Императорского русского музыкального общества (ИРМО), а при нем — Музыкальные Классы. Это стало большим событием в культурной жизни города, т.к. появление профессионального учебного заведения подняло на новую ступень музыкальное образование в Самаре. Классы разместились в доме купца А.Г.Жоголева на ул. Дворянской (ныне — ул. Куйбышева, 110).

В 1911 году классы были преобразованы в Музыкальное училище. В 1914 году открылсяgramota_2 «научный» отдел (цикл общеобразователь­ных дисциплин по программе первых 4-х лет классической гимназии). Училище обрело вид среднего учебного заведения с 6-летним курсом обучения. Вместе с тем, сохранялся институт вольнослушателей и там учились как дети, так и взрослые.

2Обучение в первые годы велось, в основ­ном, по трем специальностям: фортепиано, сольное пение и скрипка. Классы духовых инструментов и виолончели поначалу успеха не имели из-за отсутствия желающих. Основными источниками финансирования училища в те годы были плата за обучение (120 руб. в год — сумма, по тем временам дос­таточно высокая), небольшие пожертвования частных лиц, сборы от концертов. Субсидия от Главной дирекции из Санкт — Петербурга (1000 руб. в год, чего было явно недостаточно) начала поступать только с 1910 года. Училище постоянно испытывало материальные затруднения, но, несмотря на это, начало про­фессиональному обучению было положено.

Е. Карклиньш (в Самаре его звали Яков Яковлевич Карклин), который вел классы вокала, ансамбля, хора, оркестра и все теоретические дисциплины, возглавлял училище до 1920 года. Среди первых педагогов были: пианисты, выпускники Санкт-Петербургской консерватории — М.В.Богданович (ученица проф. А.Винтербергера), 4А.В.Щеглова (ученица проф. Т.О.Лешетинского), Арвид Даугуллис (ученик проф.А.Н.Есиповой), Н.А.Карклина-Тихонова (ученица проф. С.М.Малозёмовой). В.А.Пегушина (ученица проф.Н.Дубасова); скрипачи — Вацлав Зайц (ученик проф. Л.С.Ауэра), М.Г.Эрденко, выпускник Московской консерватории (кл.проф.И.В.Гржимали), ставший затем профессором Киевской консерватории (у него позднее учился Ю.А.Судаков), Я.М.Беньяш (выпускник Пражской консерватории).

В 1909 году приезжает из Санкт — Петербурга и вливается в состав преподавателей Анна12
Федоровна Лаговская (ученица А.А.Розанова, проф. С.М.Малоземовой и М.Н.Бариновой) — одаренный музыкант и блестящий педагог. Она работает в Классах 4 года, а в 1913 году открывает свою частную музыкальную школу. После гражданской войны Лаговская возвратилась в училище и трудилась в немдо 75-летнего возраста, воспитав целую плеяду исполнителей и преподавателей фортепиано, за что её по праву считают основоположницей самарской пианистической школы. Небольшой по составу педагогический коллектив училища часто концертировал, предлагая вниманию слушателей интересные тематические программы, исполняя сложные произведения западной и русской музыкальной классики. Концерты преподавателей и учащихся способствовали росту музыкальной культуры в Самаре, а имена педагогов приобрели широкую известность в городе.

Первые выпуски училища были небольшими, но они заложили фундамент последующей преемственностиgramota поколений. Стало традицией, что выпускники возвращались в училище в качестве преподавателей. Так, учени­ца Е. Карклиньша  А.Е.Огородникова (урожд. Егорова) окончила класс сольного пения проф. С.Н.Гладкой в Санкт-Петербургской консерватории, а затем, на протяжении более 30 лет, была ведущим вокальным педаго­гом.

В газете «Голос Самары» (1916. 15 мая) был помещен годовой отчет музыкального училища. Из него известно, что перед революцией там работало 15 преподавателей по музыкальным дисциплинам. Контингент учащихсясоставлял 370 человек: по классу фортепиано — 181, по классу пения — 40, по специаль­ной теории — 3, по скрипке — 85, виолончели -17, медным духовым — 20, флейте -11, кларнету — 10, гобою — 3. Было устроено 7 музыкальных вечеров учащихся и 4 очередных концерта. Аттестат I степени на звание «Учитель музыки» получила пианистка А.Г.Войцеховская (кл. Н.А.Карклиной-Тихоновой).

В начале 1920-х годов положение в училище сложилось тяжелое: гражданская война, экономическая разруха резко сократили количество учеников, не было инструментов, помещения. Ученик А.Ф.Лаговской Я.Б.Пеккер поехал в Москву к наркому просвещения А.В. Луначарскому, и помощь молодого советского государства музыкальному училищу не­замедлительно была оказана. За ним закрепили небольшой 2-этажный особняк (бывший музыкальный магазин Бема) на ул. Дворянской (ныне ул. Куйбышева, 85), в котором до революции училище арендовало всего несколько классов. Кроме того, училище получило ряд новых музыкальных инструментов.

С конца 1920-х годов училище переживает период бурного роста, становления. Широко распахнулись двери для детей рабочих, служащих и крестьян. Педагогический состав претерпевает существенные изменения.Уехавшего в Латвию Е. Карклиньша (ставшего вскоре профессором Рижской консерватории) на посту директора сменил скрипач Александр Кузьмич Щепалин, который руководил училищем до начала войны. Его коллегами в 1920 — 30-е годы были: скрипачи Д.Е.Френкин (он же преподаватель музыкально-теоретических дисциплин), Ю.А.Судаков; пианисты — С.О.Орлов, А.Н.Раниец, Н.З.Фельдштейн, А.А.Шац; теоретики — Н.В. Юхновский (он же дирижер), Д.М. Осипов; виолончелист Л.Я.Эдельман, альтист А.Г. Вельтман; балалаечник А.И.Алло, руководивший оркестром народных инструментов; вокальный педагог — Е.И.Травина.

5В городе по-прежнему ощущалась острая потребность в специалистах, которые сумели бы выстроить систему музыкального образования. В 1930-е годы профиль училища значительно изменяется: открывается новое отделение — МУЗВОС (детское музыкальное воспитание), отделение народных инструментов (ими руководят Н.З.Фельдштейн и А.И. Алло).

С середины 1930-х годов музыкальное училище вступило в пору творческой зрелости. Функционировали почти все специальные классы (фортепиано, скрипки, виолончели, сольного пения, флейты, гобоя, кларнета, фагота, трубы, валторны, тромбона, народных инструментов). В довоенном Куйбышеве приветствовались приезжие музыканты, вскоре обраставшие «корнями». В училище сформировался замечательный педагогический кол­лектив. В те годы начали работать баянист Л.Д.Федоров, виолончелист М.Н.Тейх, пианисты и теоретики А.В.Нечаев, А.В.Фере и А.Н.Шхинек. Это были прекрасные, талантливые музыканты, обладавшие незаурядной эрудицией, подлинные энтузиасты своего дела. Педагоги сочетали преподавание с исполнительством, неустанно совершенствуя свое мастерство. Благодаря им в городе регулярно проходили камерные и симфонические концерты. Играл известный струнный квартет, участниками которого были Ю.А.Судаков (1-ая скрипка), А.Г.Вельтман (альт), Л.Я. Эдельман (виолончель, позже М.Н.Тейх (виолончель). Симфонический оркестр училища п/у Н.В.Юхновского исполнял произведения зарубежной и русской классики (концерты нередко проходили в зале Дома Красной Армии — ОДО). В 1933/34 учебном году силами учащихся была поставлена опера Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста». Такая широкая и разнообразная просветительская деятельность сыграла огромную роль в развитии музыкальной жизни города.

Наступил 1941 год. С началом войны училище было закрыто. Многие педагоги и учащиеся ушли на фронт. Не дожил до победы, скончался в госпитале от ран, полученных на фронте, замечательный, необычайно одаренный музыкант А.В.Нечаев. В 1941-43 годах инициативный А.К.Щепалин организовал в военном Куйбышеве филармонию и добился передачи ей ансамблей кинотеатров «Молот» и «Художественный», тем самым создав основу симфонического оркестра. Он привез из Пензы и обустроил знаменитого И.М.Ямпольского с его талантливыми воспитанниками Леней Коганом и Игорем Безродным. Щепалин покинул город вместе с отъезжавшими из эвакуации москвичами.

15Занятия возобновились с 1943 года в подсобном помещении ТЮЗа, и лишь в 1945 году училищу вернули несколько комнат в его старом здании. Директором училища в трудные 1943-48 годы была неутомимая, деятельная Надежда Зельмовна Фельдштейн. Условия для работы были чрезвычайно сложными (например, многие индивидуальные занятия проходили на квартирах у педагогов, часто коммунальных). Положение усугублялось еще и тем, что одновременно с училищем в этом помещении располагалась ДМШ № 2. Несмотря на все трудности, педагоги училища работали самозабвенно, и результаты этой работы сказались уже к 1944 году, когда стали6 проходить республиканские конкурсы, смотры. Так, газета «Литература и искусство» (1944. 12 августа) писала по поводу 1-го Все­российскогореспубликан-ского смотра музыкальных учебных заведений (училищ и консерваторий): «Жюри установило наличие несомненных педагогических и творческих достижений в ряде учебных заведений периферии. К числу лучших должны быть отнесены музыкальные училища г. Куйбышева (Самары), Иванова, Горького, Свердловска…». В телеграмме, адресованной училищу после окончания II — го Республиканского смотра, говорилось: «Куйбышевское музыкальное училище показало блестящие достижения вузовского плана». После окончания войны педагогический коллектив училища пополняется новыми именами. С 1945 года в училище начинает работать А.Д.Франк — выпускник Московской консерватории, талантливый, тонкий музыкант. Его деятельность в Самаре продолжалась до 1960 года (когда его пригласили в Уфимский институт искусств), и за 4_2это время он воспитал целую плеяду пианистов. Л.Л.Леплинская была долгое время, наряду с А.В.Фере, послевоенным педагогом музлитературы. Возвращаются в училище педагоги и учащиеся — бывшие фронтовики. В их числе-А.Н.Шхинек (пианист), Ю.Н.Яхонтов (баянист), Н.К.Куранов (дирижер-хоровик,руководитель хора учащихся училища), А.В.Рохгендлер (скрипач, бессменный дирижёр симфонического оркестра учащихся училища). С приходом В.А.Барынина  начинается новый период в истории самарской вокальной школы, во главе которой он стоял в течение 30 лет.  Директором училища с 1948 по 1954 годы после отъезда Н.З.Фельдштейн, становится Дора Савельевна Тартаковская. Она появилась в Куйбышеве в годы войны. Дора Савельевна организовала музыкальную школу в г. Черкассы, была директором курсов повышения квалификации музыкальных16 педагогов при консерватории в г. Киеве. В конце 1940-х — начале 1950-х годов в училище начинают работать после окончания консерваторий его бывшие воспитанники — Т.П.Третьякова, В.С.Невский, Л.А.Муравьева (выпускница Московской консерватории, сменившая А.Д.Франка на посту заведующего фортепианным отделением), Д.Г.Шаталов, Ю.А.Ахматов, Г.И.Курьян, Н.А.Ревнитская, ставшие со временем ведущими специалистами училища. Приезжают консерваторцы и из других городов: Р.И.Рудометова, М.В.Блюмин, И.К.Мертенс, И.И.Шкиренко, Д.А.Артеменко, М.С.Маркосян, П.М.Найда. В эти годы деятельность училища приобретает большой размах: коллектив ведет интенсивную просветительскую работу, регулярно выступает с лекциями-концертами, выезжая и в районы области, шефствует над городской и сельской самодеятельностью.

14Дальнейший рост учебного заведения сдерживался слабой материальной базой: училище по-прежнему ютилось в старом особняке, плохо приспособленном для разнообразной и сложной работы разраставшегося коллектива. Все хлопоты по улучшению материальной базы училища легли на плечи нового директора — заслуженного деятеля культуры России Дмитрия Георгиевича Шаталова. Много усилий, энергии, деловитости пришлось приложить ему,чтобы хорошо оборудовать новое учебное здание (ул. Куйбышева, 102), полученное в 1960 году (в нем училище размещается и в настоящее время — корпус № 1). Вся жизнь Дмитрия Георгиевича Шаталова связана с Самарским музыкальным училищем|. В 1937 году он пришел учиться в класс педагога Л.Д.Федорова, через 17 лет стал директором училища (1954) и руководил коллективом до 1977 года. Дмитрий Георгиевич в полном смысле слова был главой учебного заведения — при нем училище стало подлинно8 академическим учебным заведением со своим неповторимым лицом, со своими традициями, многие из которых сохраняются и по сей день. Шаталов собрал и сохранил в коллективе первоклассных музыкантов — энтузиастов. Дмитрий Георгиевич умел заинтересовать коллектив масштабными задачами, создавая условия для реализации творческих возможностей педагогов. Требовательный пуританин по складу характера, он превыше остального ставил интересы дела, которому служил. В принципиальных вопросах был объективен и справедлив, внушал чувство надежности своим подчиненным. Портрет Дмитрия Георгиевича был бы неполным без упоминания о том, что он явился основателем музыкантской династии. Обе его дочери — заслуженная артистка России Ольга Иванова и заслуженный работник культуры России Наталья Фаин — прекрасные пианистки. Дмитрия Георгиевича и поныне помнят и чтут коллеги и многочисленные ученики. Впризнание его заслуг в 1993 году Самарскому музыкальному училищу было присвоено имя  Д.Г.Шаталова.

В 1960-е годы лицо музыкальной жизни города все больше начинают представлять воспитанники музыкального училища. Их можно встретить среди артистов театра оперы и балета, филармонии, среди17 преподавателей музыкальных учебных заведений (ДМШ, педагогического и культпросвет училища, музыкального факультета педагогического университета, государственной академии культуры и искусств). Можно назвать имена хотя бы некоторых из них: заслуженный артист России Н.М.Загадкин — концертмейстер симфо­нического оркестра филармонии; засл. работн. культ. РФ Е.М.Цветова, М.Волченок, засл. деят. искусств России, худ.рук. Самарской филармонии проф. Г.В.Беляев, дири­жер театра оперы и балета В.П.Беляков; преподаватели музыкально-педагогического факультета педагогического университета — доценты В.С.Невский, Г.А.Трифонова, профессора И.А.Касьянова, Л.Г. Вохмянин и многие другие.

1_2Среди преподавателей появилось поколение выпускников Московской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Нижегородской, Уральской, Новосибирской, Минской консер­ваторий, Академии музыки им. Гнесиных: пианисты — М.Н.Загадкина, О.И.Куликова, Г.Е.Каторжанская, Г.А.Беляева, Т.Л.Осипова ( засл. работн. культ РФ), О.В.Осипов ( засл. работн. культ РФ, зам. директора училища с 1967 по 1973 годы)  засл. работн. культ. РФ Л.В.Парфенова (ныне — зав.отд.фортепиано), Б.Ю.Декман, Л.М.Шарыпова, Н.В.Добродицкая, В.П.Симонова; педагог общего фортепиано Татьяна Владимировна Рохгендлер ( Игнатова ), всю жизнь,посвятившую себя училищу. С 1960 года Т.В. бессменно была завучем заочного отделения.; струнники — А.Г.Гантман, А.В.Рохгендлер, Т.В.Клюева (ныне — зав.отд. струнн. инстр.), Г.П.Куликов, Г.Г.Литвин, В.А.Аксенова, И.П.Панова; народники — проф.А.М.Кац, балалаечник и руководитель оркестра народных инструментов проф. Е.М.Лакирев; дирижеры — засл. работн. культ. РФ, Г.А.Яворский, Н.А.Ревнитская, преподаватель по классу вокала — Э.И.Фельдман (Коротаева); теоретики — Л.И.Герасимова, Л.С.Андреева, Л.И.Шкиренко, Л.Л.Филиппова; композиторы Л.Ф.Другов и А.Г. Юсфин.

3Успешное участие в творческих конкурсах, увлеченность своей профессией в большинстве случаев определяет дальнейшую судьбу воспитанников училища. Многие его талантливые питомцы вносили и вносят свой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. Среди них — исполнительница русских народных песен, нар. арт. РФ О.В.Ко­валева, засл. арт. РФ Г.В.Жуковская, нар. арт. РФ А.А Большаков, засл. деят. иск. РФ, проф. Саратовской консерватории Б.Сосновцев, засл. деят. иск. Узбекской ССР, проф. Ташкентской консерватории  Я.Б.Пеккер, дирижер оркестра Ансамбля Краснознаменного Балтийского флота, засл. арт. Литовской ССР В.Красовский, артисты оркестра и ансамбля скрипачей Большого театра Н.Демина, Г.Небритов; лауреаты всероссийских и2_2 международных конкурсов баянисты В.В.Фильчев и В.В.Авралев, доцент Московской консерватории В.Б.Носина и многие другие, ведущие большую концертную деятельность. Большое число выпускников училища, получив высшее образование, работают в оперных театрах, симфонических оркестрах, консерваториях и училищах городов Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Саратова, Ульяновска, Уфы, Пскова, Мурманска, а также за рубежом — в Англии, Германии, Голландии, Испании, Израиле, Турции, Канаде, Франции, США. В 1960-70-е гг. в области открывалось много ДМШ и музыкальных студий, для которых потребовались профессиональные кадры. Пе­дагогический коллектив музыкального училища увеличился до 100 человек. Эти годы отмечены большими приемами на все отделения училища.

Новая группа педагогов, многие из которых — выпускники училища, с большим энтузиазмом включились в работу учебного заведения: пианисты — С.С.Ананевич, Л.Б.Ахмедова, О.Н.Вайзян, Л.И.Глазистова, Н.Н.Демидова, Ю.П.Зак, Е.П.Курдина, М.К.Найденова, С.В.Рубанистая, Г.М.Рязанова, засл. работн. культ. РФ В.А.Сойфер, В.Н.Сурдина, И.М.Ярина;

Преподаватели отделения общего фортепиано: О.Ф.Вершинина,Л.А.Журавель, Е.В.Зак, Н.Я.Заславская,10 О.И.Островская, И.Л.Сигал,З.А.Яворский, С.В.Якунина; теоретики — Э.М.Зорина, засл. работн. культ. РФ Л.П.Лешеткина, засл. работн. культ. РФ И.Н.Миронова, Т.В.Митрофанова, А.И.Межевич, Т.М.Поберезкина, В.И.Соркина, Н.И.Тавельская, засл. работн. культ. РФ Г.П.Тарасова, О.Е.Финаева, Н.С.Храмова; народники — А.П.Агапов, ТП.Варламова, засл. работн. культ. В.В.Ириков, В.А.Макаров, В.Ф.Маркелов, А.И.Матяев, В.П.Максимов; хоровики — засл. деят. искусств России , проф.Г.В.Беляев, ТА.Миронос,  И.Н.Родионова (ныне — зав. дирижерско-хоровым отделением); духовики — М.А.Гуревич, С.А.Клемперт, М.Л.Коган, В.Л.Митителло, Б.М.Николаев, В.М.Никишин, Л.Д.Теппер; 11вокалисты — Р.К.Данилова, засл. арт. РФ Н.В.Коваленко, П.И.Конышев, Э.И.Коротаева, Е.А.Мазуркевич; преподаватель общественных дисциплин Л.В.Бирюкова.

«Эпохой конкурсов» можно назвать это время. Инициативность, энтузиазм, жажда обновления отличает его. Юношеский конкурс пианистов Поволжья им. Д.Б.Кабалевского с 1962 по 2006 годы проходил 21 раз. Его лауреатами неоднократно становились студенты музыкального училища.

В память о выдающихся музыкантах-педагогах, оставивших яркий  В память о выдающихся музыкантах-педагогах, оставивших яркий след в культурной жизни Самары, появился ряд конкурсов, носящих их имена. В 1991 году был организован областной конкурс на  их имена. В 1991 году был 7организован областной конкурс на лучшее исполне­ние концерта с оркестром им.А.Ф.Лаговской (кроме пианистов в нем принимали участие струнники и духовики), с 2000 года — областной конкурс молодых пианистов имени Л.А.Муравьевой, конкурс исполнителей на народных инструментах им. Д.Г.Шаталова и конкурс вокалистов им. П.И.Конышева. Регулярно проводятся мемориальные концерты студентов и преподавателей струнного отделения (памяти Ю.А.Судакова, М.Н.Тейха, Г.И.Курьян, Г.П.Куликова) и конкурсы молодых дирижеров музыкальных училищ.

С 1980-х годов преподаватели отдела теории музыки (Н.С.Храмова, Т.М.Поберезкина, Н.И.Тавельская) возродили традицию постановок силами студентов училища редко звучащих со сцены опер. Были исполнены «Мавра» И.Стравинского (фрагменты), «Дидона и Эней» Г.Перселла, «Идоменей» В.А.Моцарта, «Умница» К.Орфа, водевиль А.Верстовского «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».

В музыкальное училище приходят Н.А.Афанасьева (ныне — зав. вокальным отделением), Т.И.Захаркина, общеобразовательные дисциплины ведут Л.М.Астафьева, И.Д.Полянская, С.Р.Любарская, П.П.Орлов.

Как только «кадровый голод» закончился, училище стало стабильно принимать ежегодно 70 человек на 7 отделений. Директором с 1977 по 1985 годы была Евгения Александровна Калашникова.

С 1985 по 2002 годы училище возглавлял заслуженный работник культуры РФ Владимир Викторович Ириков.18 Ученик Д.Г.Шаталова, он старался поддержать заложенные своим учителем традиции. Многие отделения пополняются молодыми преподавателями. С 1989 года на отделение духовых инструментов приходит М.Г.Куликов (ныне — зав. отделением), на отделение фортепиано — О.А.Любимова. С 1990-х годов в училище работает засл. работн. культ. РФ Н.Д.Фаин, Е.А.Казарина, Н.В.Петрова, О.И.Радыгина; концертмейстеры Е.Ю.Черткова, И.А.Маргаритова, Е.Н.Макеенко, О.А.Толчева, О.В.Тол­кунова. Вокальное отделение укрепляют преподаватели О.Н.Волкова, О.В.Демидова, Г.Ф.Фазылова, отделение народных инструментов — В.Н.Бычков, М.Б.Пешков, Т.А.Полумордвинова, П.И.Следков, А.Н.Чванова, струнное отделение — И.Ю.Кондольская, Е.В.Трохина.

IMG_0647В течение 30 лет заместителем директора Самарского музыкального училища по учебной работе являлась заслуженный работник культуры РФ, музыковед и композитор Г.П.Тарасова.

С сентября 2010 года заместителем директора по учебной работе назначена Нефёдова Марина Геннадьевна, преподаватель английского языка.

С ноября 2002 года училище возглавляет Кондольская Ирина Юрьевна – в прошломегоdirektor_new выпускница (класс скрипки, преп. Г. И. Курьян). В 1989 году она окончила Горьковскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки, там же, в 1995 году – ассистентуру – стажировку и в 2007 году – Самарский муниципальный институт управления. Её характеризуют преданное отношение к училищу, к административной и педагогической работе, внутренняя организованность и умение добиваться поставленных целей.

Высокообразованный, опытный, авторитетный музыкант, Ирина Юрьевна постоянно принимает участие в работе жюри профессиональных конкурсов: всероссийских, областных, городских.

Как директор музыкального училища Кондольская Ирина Юрьевна считает своей главной задачей создание здорового морально – психологического климата в коллективе, условий для укрепления его творческого потенциала, а также сохранение и приумножение традиций руководимого ею учебного заведения и Самарской музыкально – педагогической школы.

Педагогический коллектив училища неустанно совершенствует профессиональную подготовку молодых музыкантов. Продолжая традиции, уходящие своими корнями глубоко в историю русской исполнительской школы, педагоги воспитывают в своих учениках стремление к постоянному профессиональному росту, расширению кругозора, формируя творческую личность. Результатом этой повседневной кропотливой работы является непременное участие воспитанников училища в многочисленных конкурсах и фестивалях (от областных до международных).

И сегодня, встречая свой 108-летний юбилей, училище поддерживает репутацию одного из ведущих учебных заведений России, чтит традиции и верит в будущее.

Текст составили:

засл. работн. культуры,

зав.теоретическим отделением СМУ

Л.П.Лешеткина;

канд. искусств., доцент СамГПУ

М.В.Мжельская;

канд.филолог, наук, доцент СамГПУ

И.Д. Немировская;

канд. искусств., зав. кафедрой

литературоведения и МХК СамГА

Н.А. Эскина.

Редактор – Роман Шаталов

Евгения Аркадьевна Казарина